Потребительский спрос 2018

23.05.2018  |  Финансы
Потребительский спрос 2018

На каких потребительских рынках ожидается дальнейший спад, а какие будут расти? В каких сегментах стоит открывать новый бизнес, а из каких лучше выходить? Чтобы нижегородские предприниматели смогли точнее ответить на эти вопросы, журнал National Business и Торгово-промышленная палата Нижегородской области провели конференцию «Потребительский рынок - 2018. На что готовы тратить деньги россияне».

 

Мы публикуем выдержки из доклада основного спикера мероприятия – председателя Комитета по развитию потребительского рынка Торгово-промышленной палаты РФ Александра Борисова.

 

Риски близкого будущего

Бюджет Российской Федерации на 2018 год сверстан так, будто баррель стоит 40 долларов, золотовалютные резервы одни из самых больших в мире, инфляция беспрецедентно низка, профицит счета текущих операций обещает стабильность рубля. И все же риски остаются.

Во-первых, нет надежд на быстрое восстановление реальных доходов населения, хотя бы до докризисного уровня. Россиянам ничего не остается как компенсировать это снижением уровня потребления, переходом в более низкий сегмент товарной массы и сферы услуг.

Во-вторых, очевиден риск для экономики, оставшейся без поддержки со стороны спроса населения, задержаться в полосе околонулевого роста.

Наконец, есть риск остаться в стороне от быстро меняющегося мира, не вписаться в парадигму всеобщей цифровизации, увязнуть в экономической стагнации в то время, как в глобальной экономике рождается уникальная ситуация создания нового потребительского поведения на основе мощных интернет-платформ. Все это ведет к широкой свободе трансграничного перетока товаров, услуг и финансовых инструментов, значение некоторых из них до сих пор еще является предметом споров и дискуссий.

 

Цены и оборот розничной торговли

В 2017 году доля розничных рынков и ярмарок в общем обороте розничной торговли (далее – РТО) составила 6,5% (в 2016 году – 92,9% и 7,1% соответственно). В том числе РТО торгующих организаций, включая ИП, работающих не на рынках и ярмарках, составил 27 868,6 млрд рублей, а продажа товаров на розничных рынках и ярмарках принесла 1 935,4 млрд рублей.

Структура РТО 2017 года состояла на 48,2% из пищевых продуктов (включая напитки и табачные изделия) и на 51,8% из непродовольственных товаров, что отражает некоторое позитивное изменение к 2016 году, когда это соотношение составляло соответственно 48,6% и 51,4%.

По итогам 2017 года РТО поддерживался ростом производства пищевых продуктов в целом на 105%, одежды – 103,8%, обуви – 111,4%, лекарств и медицинских товаров – 112,3%, мебели 108,7%, а также некоторым оживлением импорта, который, по оценке ИНП РАН, составляет 25% потребительского рынка.

По итогам 2017 года инфляция зафиксирована на рекордно низком уровне 2,5%. Правда, падение покупательской способности населения не дает россиянам возможность принимать эту цифру на веру, тем более что по отдельным товарным группам колебания цен, действительно были другими. Тем не менее, за истекший год продовольственные цены, как наиболее чувствительные к доходам, выросли в целом на 1,2% (в 2016 году – на 4,3%). В непродовольственном сегменте рост был выше – 2,7% (6,5%). При этом цены производителей промышленной продукции увеличились на 7,5%, а тарифы на перевозки – на 8,5%.

 

Общепит пошел в рост

Сегмент общественного питания впервые после 2014 года показал в 2017 году позитивную динамику на уровне 2% (или 1,35 трлн рублей). Причем, это произошло в первую очередь за счет молодежной аудитории (18-35 лет), которая обеспечила практически половину всех посещений (48%). В стране выросло и вступило в активную жизнь поколение, которое «не противопоставляет рестораны домашнему приготовлению еды, а ужин в недорогом ресторане для них так же привычен, как покупка продуктов в супермаркете». В 2017 году для определенной части населения (на уровне 20-25% населения) еда вне дома стала частью образа жизни, когда вместо домашнего приготовления еды можно пойти в доступный ресторан или кафе, чтобы поесть и пообщаться.

Понятно, что, с одной стороны, эта оценка распространяется лишь на восемь крупных городов – миллионников, и на сравнительно узкую прослойку их населения. А с другой стороны – это отражение недостаточного развития ресторанного рынка России, где на одну тысячу населения приходится примерно одно заведение общепита, тогда как даже в Беларуси – 1.4, в Италии – 5, Китае – 6, а в США – более 30. И все же данная тенденция направлена в будущее и будет реализовываться все шире во всех регионах страны.

 

Услуги населению – разнонаправленные тенденции

Объем платных услуг населению в 2017 году остался практически на уровне предыдущего года (+0,2%) и составил 8 831,9 млрд рублей. Цены на услуги выросли за год в среднем на 4,3%, в том числе на ЖКУ – на 5,0%, медицинские услуги –5,6%, транспорт –7,0%, связь –4,4%, культуру – 4,2%, образование – 2,8%, дошкольное образование – 5,4%, бытовые услуги – 3,8%, спорт и физкультура – 4,0%. Практически не изменились цены на страховые услуги (100,6%) и снизились на зарубежный туризм (98,3%).

Более 80% выручки приходится на пять основных видов услуг: ремонт жилья, строительство, деловые услуги, транспорт и перевозки, ремонт автомобилей. В этом сегменте занято около 12% активного населения страны, для 74% которых это основной источник дохода, а для 26% – дополнительный. При этом 48% опрошенных указали, что количество заказов в 2017 году сокращалось. Особенно это коснулось строительства и перевозок, составляющих почти половину (41%) от всего объема частных услуг. Поэтому динамика этих сегментов сильно влияет на весь рынок, тем более, что в строительстве еще и самая высокая стоимость каждой услуги. Развитию этой сферы активно помогают интернет площадки – агрегаторы услуг, лидерами среди которых являются Avito (17,5%), «ВКонтакте» (13,8%), сайт «Ремонтник.ру» (10%) и Instagram (9,6%).

Примерно половина городских предприятий бытовых услуг – это индустрия красоты – парикмахерские, салоны красоты, цирюльни. В последнее время все чаще открываются специализированные салоны маникюра, педикюра, коррекции и окрашивания бровей, депиляции, макияжа и др. Количество разнообразных салонов в стране превысило уже 50 тыс. с примерным оборотом 420 млрд рублей.

Все более широкой популярностью у россиян пользуются услуги такси. По данным исследования, проведенного Аналитическим центром при Правительстве РФ, объем рынка таксомоторных перевозок составил в 2017 году 575 млрд рублей. Ежегодный рост составил в среднем 14%, тогда как увеличение числа занятых в этом сегменте услуг составляет примерно 25% и достигло 584 тыс. человек. Рост конкуренции идет на пользу потребителям: растет оперативность подачи и снижается средняя цена поездки. Поэтому все больше количество россиян предпочитает заказывать такси по телефону либо через таксопарк, либо через агрегаторов вызовов, доля которых на рынке ежегодно растет и достигла сегодня уровня 32%. Лидеры рынка – компании «Везет» (доля 12,3%), Яндекс-такси (объединившаяся с Uber – 10,4%), Maxim (7,6%), Gett (2,5%).

Ремонт и обслуживание автомобилей с учетом активного роста автопарка остается весьма востребованной и растущей по объемам рынка услугой. По итогам исследования агентства «Автостат», емкость рынка авторемонта в 2017 году достигла 543,9 млрд рублей. По оценкам экспертов рынка, российский автопарк будет продолжать стареть. Сегодня средний возраст автомобиля в России вырос до 12,5 лет. В связи с этим продолжил рост рынок подержанных автомобилей, а также отмечается переход значительной части автовладельцев от официальных дилеров к независимым станциям техобслуживания и к так называемым гаражным мастерским, т.е. в серый сегмент рынка, объем которого оценивается примерно в 147, 5 млрд рублей.

 

Поведение покупателей

У большинства населения продолжился фокус на эконом-сегмент, т.к. ценовая чувствительность продолжала повышаться. Поэтому до 70% покупок осуществляется по скидкам и распродажам. В то же время, россияне стали увереннее в выборе и научились эффективнее управлять своими покупательскими привычками: теперь вместо поиска наиболее выгодных предложений по нескольким (иногда до пяти) магазинам, покупатель ограничивается двумя-тремя, где и совершает регулярные покупки.

С учетом роста темпа жизни, особенно в крупных городах, время, которое тратится на покупки в среднем также сокращается. Все чаще делается быстрый выбор готовых предлагаемых решений: комплекты «огурцы-помидоры», промо-наборы, полуфабрикаты и готовые для разогрева (в той же упаковке) блюда.

К середине 2017 года в поведении потребителей появилась новая тенденция – меньше экономить на том, от чего отказались ранее (мебель, электробытовая техника, фитнес) и меньше тратить на услуги ЖКХ, оплату связи и транспорта.

Активно работающие на потребительском рынке России исследовательские компании GfKRus, Nielsen и PWC зафиксировали еще ряд тенденций покупательского поведения наших сограждан. В частности,

– выбор места покупки все больше зависит от комфортных условий и позитивного «клиентского опыта»,

– не удовлетворяясь привычным сервисом и ассортиментом, потребители ищут новые товары и получение дополнительных услуг,

– стремление отвечать требованиям правильного питания и здорового образа жизни диктуют активный поиск соответствующих товаров и услуг уже у более чем трети потребителей (36%),

– сформировались конкретные категории продуктов, в которых потребители отдают преимущество отечественным производителям: молочная продукция (88%), мороженое (60%) и минеральная вода (56%). В развесном формате это: свежие фрукты и овощи (64%), свежее мясо, рыба и яйца (55%), а также выпечка (79%),

– продолжается рост вовлеченности россиян в электронную торговлю, которая экономит время и силы потребителей, главными лозунгами которых (особенно у 30-40-летних) стали «быстро, удобно, безопасно».

Изменения в поведении потребителей в кризисных обстоятельствах привели к тому, что наибольшей привлекательностью стали пользоваться магазины «у дома» и дискаунтеры. Меняющиеся вкусы потребителей влияют и на изменения ассортимента. Из-за растущей привлекательности здорового образа жизни растет выбор свежих овощей и фруктов. Все чаще появляются узко специализированные магазины и даже небольшие сети (мясные, рыбные, молочные, винотеки, чайные и кофейные). Одновременно в 2017 году отчетливо проявился тренд соединения общепита и ритейла, рынка, магазинов и кафе. Примеры: «Гастроферма», «Город-Сад», фудхоллы, гастромаркеты и т.п. Сеть «Карусель» начала практику организации на прилегающей территории фермерских рынков.

 

Цифровизация торговли

На сегодняшний день рынок Интернет-торговли занимает около 3,5% от общего объема розничной торговли в Российской Федерации. (В таких развитых странах, как США, Китай и Великобритания данный показатель варьировался в пределах 12-17%). Таким образом, национальный рынок имеет огромный потенциал для дальнейшего развития и может стать одним из важных драйверов российской экономики.

Цифровизация – это не только онлайн торговля. Крупнейшие российские ритейлеры: «Магнит», «Дикси», «Лента», Х-5 RetailGroupсоздали специальные дирекции, которые занимаются проектами в сфере анализа больших данных (bigdata), способных повысить продажи, а значит и рентабельность бизнеса. Это позволяет анализировать поведение покупателей и более персонифицированное общение с ними. Mail.ruGroup запустила сервис клиентской аналитики для ритейла, который помогает компаниям повысить конверсию и увеличить лояльность клиентов. Продуктом уже воспользовались «Эльдорадо» и Ozon.ru.

Несколько торговых сетей уже начали тестирование системы распознавания лиц, чтобы использовать результаты в маркетинговых исследованиях, рекламе и обеспечении безопасности. Пока в небольших масштабах, но уже применяются на складах и в торговых залах навигационная система с очками дополненной реальности, которые указывают куда идти и где какой товар брать. Причем эта практика существует уже не только в Москве и Санкт-Петербурге, но и в Мурманске, Кургане, Барнауле. На складах существуют решения, помогающие определить оптимальный порядок загрузки фуры, чтобы не возить воздух.

Компания «Дикси» тестирует систему мониторинга товарных остатков на складах с помощью камер, установленных на погрузчиках или дронах. «М.Видео» заключила соглашение со старт-апом «Таймбук», резидентом ИТ-кластера фонда «Сколково», о развертывании системы управления рабочим временем персонала, основанной на распознавании лиц и позволяющей контролировать время работы сотрудников. Х-5 RetailGroup начала сотрудничать с Фондом развития интернет-инициатив в поисках перспективных старт-апов, разрабатывающих решения для ритейла. Судя по всему, стартовала гонка за звание самого оптимизированного торговца, способного за счет повышения эффективности сделать клиенту наиболее выгодное предложение, от которого тот не сможет отказаться. Это важно в условиях упавшей покупательной способности населения.

Конечно, важным событием для отрасли стало повсеместное внедрение онлайн касс, ведущее как к обелению отрасли в целом, так и к улучшению макроэкономической статистики.

 

Краткосрочные перспективы

Главным фактором экономического роста, по мнению Правительства РФ, станет оживление инвестиционной активности, преимущественно за счет повышения роли частного бизнеса, поддерживаемого государственными программами льготного кредитования, проектного финансирования, инфраструктурной ипотеки. В структуре импорта на протяжении всего прогнозируемого периода будет уменьшаться доля продовольственных товаров с 12,9% в 2017 году до 11,8% в 2020 году, что обусловлено импортозамещением и развитием внутреннего производства. Предполагается стабильный прирост инвестиций в основной капитал в торговой отрасли с 4,3% в 2017 году до 4,5 в 2018 и далее 4,6% и 4,7% в 2019 и 2020 г.г. соответственно.

Ожидается, что восстановление потребительского спроса на фоне одновременного роста реальной заработной платы и наращивания населением кредитного портфеля продолжится с ускорением темпов. В результате рост оборота розничной торговли может составить 2,9% в 2018 году с последующим некоторым снижением до 2%. Оценка Комитета Торгово-промышленной палаты РФ на 2018 год ниже официальной, как минимум на 1%.

В части динамики платных услуг населению ожидается ускорение роста с 0,8% в 2017 году до 2,3% в 2020 году. Комитет ТПП РФ с этой оценкой согласен. Данные по общественному питанию в правительственном прогнозе отсутствуют. Комитет считает, что проведение чемпионата мира по футболу привлечет в 11 городов страны дополнительный спрос, который позволит рост данного сегмента рынка на уровне 2,5-3%.


Возврат к списку

Наверх