Семья галкиных. 25 лет бизнес-успеха

14.05.2019  |  Образ жизни
Семья галкиных. 25 лет бизнес-успеха

В год своего 25-летия нижегородская круизная компания «ГАМА» вышла на рынок международного туризма. 10 мая теплоход «А.С. Попов» начал свой первый рейс по маршруту Санкт-Петербург – Валаам – Санкт-Петербург с европейскими туристами на борту. Известный международный туроператор зафрахтовал один из кораблей компании «ГАМА» на ближайшие годы.

 

Трансформации «ГАМА»

Изначально супруги Дмитрий и Кира Галкины занимались чисто турагентской деятельностью – продавали самые разнообразные туры, арендуя небольшое помещение в ДК им. Свердлова (которое арендуют и по сей день). Но очень быстро они нашли свой особый путь.

«Когда-то цыганка нагадала маме Дмитрия Николаевича, что жизнь ее сына будет связана с кораблями, и он с детства о них грезил, затем получил специальность «электрооборудование судов» в горьковском Политехе, в стенах которого мы с ним и познакомились, – вспоминает Кира Галкина. – А первым местом его работы стал завод «Красное Сормово». Поэтому я не удивилась, когда он загорелся идеей арендовать теплоход у Волжского речного пароходства и организовывать собственные туры». В 1994 году супруги арендовали теплоход «Рылеев». С этого момента и началась история компании «ГАМА». В первую навигацию денег не заработали, зато приобрели бесценный опыт. «Мы поняли, как можно зарабатывать на речных турах, выплачивая за аренду теплохода в сутки примерно стоимость «Жигулей», – вспоминает Дмитрий Галкин. И к концу 90-х компания уже брала в аренду у Волжского пароходства каждую навигацию по три теплохода.

Затем из круизного туроператора «ГАМА» превратилась в судовладельца. По словам Дмитрия Галкина, это было вынужденное решение. Пароходство создало своего круизного оператора – «Волга-Флот-Тур» – и расторгло договоры со всеми арендаторами судов. В 2002 г. «ГАМА» приобрела свой первый двухпалубный теплоход «Алдан», в 2004 г. – «Александр Свешников», в 2006 г. расширила свой флот сразу за счет трех однотипных трехпалубных теплоходов: «Афанасий Никитин», «Иван Кулибин» и «Октябрьская революция», и в 2008 г. у компании появился теплоход «А. С. Попов».

Суда были крепкими, но морально устаревшими, поэтому пришлось заняться их реконструкцией. В каждой каюте появились кондиционер, санблок, горячая и холодная вода. Это снизило пассажировместимость судов, но повысило комфорт и подготовило компанию к следующей трансформации.

В 2007 году «ГАМА» открыла новое направление – судостроение. «Наши теплоходы были возрастные. Понятно, что проработают они еще 15-20 лет, и их нужно будет на что-то менять. А менять не на что. В России никогда круизные суда не строились. И мы стали заниматься строительством кораблей», – вспоминает Дмитрий Галкин. При этом он решил строить корабли с принципиально новыми характеристиками.

В России из 100 тыс. км водных путей только 50 тыс. имеют глубины, по которым могут ходить суда с большой осадкой. На остальном протяжении нет гарантированной глубины. Поэтому решили строить суда, которые соответствуют требованиям современных рек: мелкая осадка, возможность подхода к необорудованному берегу. «ГАМА» совместно с нижегородским корабельным конструктором Евгением Фальмоновым разработала проект такого судна, использовав инновационный колесный движительно-рулевой комплекс. Судостроительные заводы страны могли сварить корпус нового корабля, но не справлялись с внутренней отделкой и оснащением, которые соответствовали бы современным требованиям. Достройку теплохода организовали на небольшой пристани возле загородного отеля «Волга», и в 2011 году первый инновационный теплоход с колесным движителем «Сура» на 120 пассажирских мест был спущен на воду.

Сегодня у компании уже три таких теплохода. А на судостроительном заводе «Лотос» строится корпус гораздо более крупного и современного круизного теплохода «Золотое кольцо», на котором смогут одновременно комфортно отдыхать 180 пассажиров. Когда корпус будет готов, его пригонят на пристань компании для достройки.

«Мы строим новые современные теплоходы, на которых будет работать гораздо меньше людей, – рассказывает Дмитрий Галкин. – Такие суда управляются компьютерами, а не штурвалами. Экипаж нашего трехпалубного корабля – 28 человек, а «Золотое кольцо» с аналогичной пассажировместимостью управляется всего девятью членами экипажа. Мы создаем высокопроизводительные рабочие места с более высоким уровнем компетенций и, соответственно, с более высокой оплатой».

Показывая свое небольшое судостроительное хозяйство на речной пристани у Загородного отеля «Волга», Дмитрий Галкин иронично улыбается: «Между прочим, это самая крупная площадка строительства круизных судов в России. Здесь мы реконструировали или построили зано- во шесть кораблей. Больше нас круизных судов в стране не построил никто».

Сейчас здесь ведется реконструкция теплохода «А.С. Попов» под обслуживание европейских туристов. «ГАМА» начала новую трансформацию – она превращается в международную круизную компанию. После реконструкции на теплоходе «А.С. Попов» появятся просторные современные каюты с европейским интерьером и индивидуальными балконами (в отличие от привычных палуб), где можно будет уютно расположиться в кресле с бокалом вина. Европейский лоск приобретут зоны ресторана и лаунж-бара, появится даже тренажерный зал.

«До сих пор у нас не было опыта организации круизного сервиса на европейском уровне. Мы специально ездили в Базель, чтобы лично изучить все детали работы на круизных теплоходах на Рейне, – рассказывает Кира Галкина. – Сейчас мы стремимся приобрести новые знания, новый опыт, чтобы выйти и закрепиться на международном рынке. А в дальнейшем хотим транслировать этот опыт и развивать культуру обслуживания и на наших теплоходах с российскими туристами».

Важность этой новой вехи в развитии компании Кирилл Галкин объяснил так: «Обслуживание интуристов предполагает значительно более высокий уровень цен. А это значит – более высокая прибыль, серьезные зарплаты, на которые можно пригласить высококвалифицированных сотрудников. Другой уровень сотрудников – это компания другого качества».

 

Ставка на инновации

«Я первый предприниматель в истории своей семьи, – рассказывает Дмитрий Галкин. – Мы были в числе первопроходцев, кто в современной России стал заниматься предпринимательством. Я считаю, что деньги – это не главное, они появляются тогда, когда ты занимаешься любимым делом. А жизненные цели у нас с Кирой очень простые: чтобы дети были нормальными, а не золотой молодежью, которая прожигает жизнь, гоняя на дорогих авто, а не на работе. И второе – то, чем мы занимаемся – это наш маленький вклад в развитие страны».

Вспоминая историю компании «ГАМА», Дмитрий Галкин признается, что не все годы были безоблачными: «Жизнь компании была разной, но никогда не была легкой. Если разбить 25 лет ее деятельности на части – то историй успехов очень мало. Бизнес – это бесконечные вызовы, на которые нужно реагировать. Если на рынке более-менее спокойно, то государство подготовит какой-нибудь сюрприз».

В 1996 и 2014 годах в Волге было мало воды, и нам пришлось организовать пересадку туристов в Городце. «То есть, мы в Нижнем Новгороде высаживали людей из теплохода, везли их в Городец на автобусах, а там селили на другой теплоход. Многие были недовольны, некоторые сдавали путевки, – вспоминает Дмитрий Галкин. – А в 2008 году стоимость топлива выросла на 40%, при этом все путевки были уже проданы.

Пришлось работать в убыток. В 2018 году ситуация повторилась – цена топлива неожиданно для нас увеличилась с 30 тыс. рублей до 54-58 тыс. рублей за тонну, и мы опять сработали в убыток».

2017 год стал убыточным из-за того, что теплоход «А.С. Попов» был посажен на мель. Тогда при проходе через Беломорско-Балтийский канал лоцман государственной лоцманской службы дал неправильное целеуказание. Две трети корпуса теплохода оказались на мели, и многие специалисты считали, что снять его с мели уже невозможно. Компании «ГАМА» это сделать удалось, но пришлось привлекать огромные займы для проведения спасательных работ, ремонта судна, выплату компенсаций туристам за неоказанные услуги… «Издержки и финансовые, и имиджевые были очень высоки, – рассказывает Никита Галкин, – и мы до сих пор судимся с государственной лоцманской службой. Удалось выиграть уже две инстанции, но до возврата денег еще очень далеко».

И все же, когда-то на Волге занимались организацией круизов около 50 фирм (только в Нижнем Новгороде их было 11). Почти все исчезли. Почему успешно развивается «ГАМА»? Отвечая на этот вопрос, Дмитрий Николаевич формулирует свое предпринимательское кредо: «Я считаю, что заниматься надо либо традиционными видами бизнеса, которые ты знаешь и любишь, либо чем-то инновационным, чего еще нет на рынке». В качестве примера такого инновационного подхода он приводит загородный отель «Волга» в Балахнинском районе. «В 90-х в Нижегородской области было много пансионатов. Мы же решили создать отель для бизнес-туристов, чтобы компании могли проводить здесь семинары, тим-билдинг, корпоративы и прочие бизнес-мероприятия. Поэтому сразу оборудовали в отеле одиннадцать разных залов площадью от 30 до 120 кв.м. Первые три года у нас вообще не было полноценных конкурентов. А сейчас таких заведений очень много». В качестве другого примера может служить проект, задуманный и реализованный год назад Кириллом Галкиным – Медицинский реабилитационный центр «Янтарь» в Кстовском районе. Здесь оказывается полный комплекс услуг по проживанию и реабилитации больных после тяжелых травм, инфарктов, инсультов, онкологических заболеваний… Ничего подобного в Нижегородской области еще не было, да и по России аналоги единичны.

«Я считаю, что руководитель должен заниматься в бизнесе тремя главными вещами, – делится своим опытом Дмитрий Галкин. – Перспективами, финансами и кадрами. Эти три вещи – основополагающие. С точки зрения бизнеса, тот, кто не занимается хотя бы одной из них, рано или поздно проиграет. Кадры в основе всего. Ты можешь быть гениальным бизнесменом, но, если у тебя нет команды, ничего не получится. Кто неправильно обращается с финансами (покупает то, что не может себе позволить, замахивается на проекты, которые не окупаются в расчетной перспективе), обязательно зароется. Если же предприниматель не занимается перспективами, его рано или поздно обгонят конкуренты».

При этом Дмитрий Галкин точно знает, что успех при запуске новых проектов отнюдь не гарантирован. В 2008 году, после резкого скачка цен на топливо, встал вопрос о возможности самого существования речных перевозок. «Тогда я и решил заняться сельхозпроизводством, чтобы выращивать рапс и делать из него биотопливо», – вспоминает глава компании. Он приобрел два «мертвых» колхоза в Лысковском районе, которые не обрабатывали землю в течение последних 15 лет, собрал коллектив, нашел руководителей, закупил технику, запустил производство… Так в Группе компаний «ГАМА» появилось сельхозхозяйство «Мета-Ком Агро». В 2010 году оно уже могло производить до полутонны биотоплива в сутки. Затем рыночная конъюнктура изменилась, рапсовое масло стало дороже дизельного топлива, и от производства биотоплива было решено отказаться. С государственной точки зрения это неправильно, считает Дмитрий Галкин: «Выхлоп двигателя при использовании биотоплива в четыре раза чище по сравнению с дизельным топливом. Поэтому в Германии, к примеру, его производство дотирует государство. Но у нас в стране вопросами экологии никто серьезно не занимается».

Поскольку у «Мета-Ком Агро» уже были земли, сотрудники и кормовая база для животноводства (рапсовый жмых) Дмитрий Галкин решил заняться производством молока. Используя средства областной программы развития животноводства, он построил две молочные фермы. Сейчас в «Мета-Ком Агро» около 900 голов крупного рогатого скота, в том числе, 400 голов – дойное стадо. Но бизнес, работающий во всем мире, в России оказался низкорентабельным, поскольку молоко приходится продавать за бесценок. «В стране сложилась парадоксальная ситуация, – объясняет Дмитрий Галкин. – В России производство молока падает, а производство молочных продуктов растет. Наше государство излишне мягкое, там, где нужно быть жестким, и очень жесткое там, где лучше быть мягким. С одной стороны, нас регулируют все сильнее – компанию «ГАМА» измучили бесконечными проверками. С другой же – уже два года в стране действует регламент, в соответствии с которым на упаковке молочных продуктов, при изготовлении которых использовалось пальмовое масло, должно быть крупными буквами нанесена соответствующая надпись. Часто ли вы видите ее в магазинах? Слышали ли о реальных наказаниях для производителей, нарушающих этот закон»?

 

Растет семья – растет компания

Залогом успеха развития компании Дмитрий Галкин считает свою семью: «Сыновья берут на себя очень много. А я их постоянно подгружаю. Вот Кирилл, к примеру, последние полгода руководит реконструкцией теплохода «А.С. Попов». Стройку Медицинского реабилитационного центра «Янтарь» он уже закончил, а чего ему скучать?» (смеется).

«Я начинал бизнес с нуля, – говорит Дмитрий Галкин. – А у наших с Кирой детей другая база, у них есть трамплин. И наша задача сделать так, чтобы они с трамплина взлетели вверх, а не упали вниз». Семейный бизнес, по мнению Дмитрия Галкина, на треть более эффективен: жену и сыновей не нужно ни контролировать, ни мотивировать.

«Как я могу завалить реконструкцию теплохода «Попов», если сейчас для меня это самое важное в жизни!? – возмущается моему вопросу Кирилл Галкин, – ведь это перспективы развития нашей компании, это будущее нашей семьи».

«Я не могу даже думать об уходе с работы, пока не окончены все дела, ведь решение всех юридических вопросов по всем направлениям деятельности ГК «ГАМА» завязаны на моем юридическом департаменте, – рассказывает Никита Галкин. – В российском законодательстве полно всевозможных коллизий, а я обязан найти приемлемое для нашей компании юридическое решение. К примеру, когда наш теплоход начал работу в Севастопольской бухте, выяснилось, что нам необходимо оформить морскую лицензию. Пришлось получать лицензию на морские перевозки. Все понимают, что глупость, но юридически это правильно. А в прошлом году нам отказали в лицензии на продажу алкоголя на теплоходах, поскольку это нестационарные торговые объекты – у них нет фундаментов. Пришлось приложить массу сил, чтобы доказать, что корабли, как и самолеты или железнодорожные вагоны-рестораны – это движимая недвижимость».

Кирилл и Никита Галкины начали подрабатывать еще школьниками. Оба начинали карьеру в полиграфическом подразделении компании. «Я до сих пор по оттискам узнаю печати известных нижегородских компаний, которые изготовил своими руками», – говорит Кирилл Галкин. На вопрос о том, зачем пошли работать в школьные годы, оба сына отвечают, что им хотелось иметь карманные деньги, а отец – не тот человек, который любит давать незаработанное. «На первую зарплату я купил себе шикарные кроссовки Nike, шорты, штаны и сильно удивился, что работал целый месяц, а деньги сразу закончились», – вспоминает Кирилл Галкин. Оба сына не видят своего будущего вне семейной компании. «Лучше реализовывать собственные проекты, чем развивать чужой бизнес, – утверждает Никита Галкин. – Я много думал об этом и пришел к выводу, что в бизнесе, начатом отцом, есть еще огромные перспективы для развития».

 

В 25 лет жизнь только начинается

На юбилеях принято подводить итоги. А семья Галкиных делится планами. «На ближайшие пять лет мы загружены судостроением, – рассказывает Дмитрий Галкин. – К навигации 2020 года нам нужно достроить первое судно «Золотое кольцо» – пять рейсов на нем уже зафрахтованы европейским туроператором».

Второе судно серии должно быть готово к навигации 2021 года. Заканчивается работа над проектом трехпалубного колесного круизного судна «Калининград», предназначенного для работы в Куршском заливе Калининградской области.

Свой первый личный проект готовит Никита Галкин. «У нас то и дело появляются новые идеи, – делится Дмитрий Николаевич. – К примеру, строительство коттеджного поселка для сдачи домов в аренду по разумным ценам для людей, не желающих связываться с собственностью на недвижимость. Такой поселок мы собираемся построить возле загородного отеля «Волга», чтобы одновременно догружать его спортивно-развлекательную инфраструктуру и зарабатывать на аренде». Что и как из этих планов будет реализовано? Расскажем к следующему юбилею компании «ГАМА».

 

Группа компаний «ГАМА»

ГК «ГАМА» – многопрофильный холдинг, в который входят судоходная компания «ГАМА», имеющая девять теплоходов, туристическая компания, Загородный отель «Волга», Медицинский реабилитационный центр «Янтарь», судоремонтный завод, производственное подразделение, которое осуществляет ремонтные и строительные работы на кораблях и на земле, животноводческое хозяйство в Лысковском районе на 800. голов КРС и другие активы.

Основатели компании – Дмитрий Николаевич и Кира Васильевна Галкины. Кирилл Галкин закончил ННГУ им. Лобачевского по специальности «Мировая экономика», в настоящее время управляет Загородным отелем «Волга» и Медицинским реабилитационным центром «Янтарь». Никита Галкин закончил Юридический факультет НИУ ВШЭ, возглавляет юридический департамент ГК «ГАМА». Дочь Кристина заканчивает обучение в школе.


Возврат к списку

Наверх