Вымыслы и смыслы — «ГДР»

20.02.2024  |  Образ жизни
Вымыслы и смыслы — «ГДР»

В Нижнем Новгороде «Ростелеком» провел предпремьерный показ сериала «ГДР». Это ностальгический шпионский детектив не только и даже не столько про подвиг разведчика, сколько про судьбы страны и ее граждан, про распад Советского Союза, про иллюзии, которыми обманывались советские люди.

 

Спецэффекты, погони, столкновения автомобилей, перестрелки, взрывы, невыявленный до конца злодей, красавица в постели главного героя в качестве дополнительного приза победителю… Все это непременные атрибуты современного детективного боевика. Таким изначально и замышлялся новый 14-серийный шпионский сериал «ГДР». И все это действительно увидят в нем любители жанра. Здесь есть и непобедимый мужественный красавец-герой – советский разведчик Александр Нечаев, и неожиданные опасные повороты, и непредсказуемая развязка. Благо, события, легшие в основу фильма, – проведенная в самом конце 80-х годов 20 века сотрудниками российского КГБ и немецкой разведки «Штази» операция «Луч» – действительно уникальны.

 

Но похоже, что-то такое нынче носится в воздухе, что заставляет всех нас задуматься о том, что произошло со страной в 1980-х, были ли неизбежны Перестройка и распад Союза, откуда мы вышли, куда и почему пришли, кто виноват и что делать? Эти вопросы волнуют как авторов, так и зрителей. Ведь неслучайно самый популярный сериал прошлого года «Слово пацана» (только на Wink его посмотрели в минувшем году 23 млн человек) – не столько о приключениях подростков-хулиганов, сколько о моральной катастрофе советского общества.

 

 ГДР1.jpg

Пытаясь ответить на эти вопросы, авторы сериала «ГДР» многократно переписывали сценарий. А потому из детективного боевика он превратился в нечто гораздо большее, сложное и многослойное. Фильм — про утрату советскими гражданами иллюзий, про поэтапный переход общества от восторга перед Перестройкой, Гласностью, Новым мЫшлением – к катастрофе. Борьба американских и западногерманских шпионов за архивы «Штази» с содержащимися в них досье на мировых политиков, данных советских и восточногерманских разведчиков и прочей секретной и опасной информацией – лишь увлекательный внешний сюжет. Такое иногда бывает с детективным жанром. Достоевский писал детектив о поиске убийцы старухи-процентщицы, но после многократных переделок получилось «Преступление и наказание» – философский роман о россиянах 19 века, одно из лучших произведений мировой литературы. У авторов «ГДР» детективный сериал превратился в картину о причинах гибели социалистических стран.

 

 ГДР5.jpg

Как рассказал на предпремьерном показе в Нижнем Новгороде режиссер-постановщик сериала «ГДР» Сергей Попов, изначально в сериале чете Горбачевых отводилась незначительная почти эпизодическая роль, но в процессе съемок, пытаясь осмыслить происходящее, сценаристы пересмотрели свои планы и увеличили количество сцен с этими персонажами. В первой серии чета Горбачевых «не хочет быть вольною царицей – хочет быть владычицей морскою». Раиса Максимовна убеждает мужа, что вскоре он будет руководителем объединенной Европы. В последней серии у Горбачевых не остается и разбитого корыта. Наверное, зрители должны бы их пожалеть, но к концу сериала миры верхов и низов встретятся. Сюжетные линии Горбачевых и главного героя пересекутся. А действительность низов окажется много худшей. Советский Джеймс Бонд Александр Нечаев победит – часть архивов «Штази» будет уничтожена. Но он проиграет – ведь другая часть попадет в руки ЦРУ и «демократических правозащитников». Позже, за рамками сериала, более 250 восточногерманских разведчиков будут посажены в тюрьмы, а более 100 тыс. госслужащих ГДР подвергнутся люстрации – с потерей права на труд, лишением пенсий и прочими видами репрессий.

 

«И дело не только в гражданах ГДР, – рассуждает Сергей Попов, – мне лично повезло – в начале девяностых я был в том возрасте, когда еще не нужно было кормить детей. Но сколько я видел вокруг человеческих трагедий сограждан, потерявших профессию, смысл жизни, возможности элементарного пропитания».

 

 ГДР4.jpg

Сериал «ГДР» – масштабное, эпическое произведение. В нем приняли участие 98 актеров основного каста, в массовке принимали участие более 6,8 тыс. человек. Над постановкой и воплощением 167 трюковых сцен работали 363 каскадера. К созданию визуального ряда проекта привлекалось более 100 художников и декораторов. Всего над сериалом трудилось более 7,5 тыс. человек — это численность крупного завода. Обычно на встречах с создателями подобных картин зрителей интересуют техника съемок и особенности игры актеров. На предпремьерном показе «ГДР» в Нижнем Новгороде большинство вопросов было связано с тем, так ли все происходило в нашей жизни, как показано в сериале? Почему это так произошло? Как рассказал Сергей Попов, кино отличается от жизни более плотной концентрацией событий, оно должно быть занимательным, чтобы зритель не мог оторваться от экрана. А потому некоторый отход от действительности неизбежен. Но сценаристы изучили массу архивных материалов, консультировались у ветеранов ФСБ и постарались не исказить историю, сделать сериал максимально правдивым. Именно поэтому зрители после его просмотра и задают себе вопросы: «Где мы»? «Почему это произошло с нашей страной»? «Куда нам двигаться дальше»? И ищут на них ответы. Благо, все 14 серий фильма «ГДР» уже можно посмотреть на портале wink.ru.


Возврат к списку

Наверх